Аль- [аль-Мунзир ибн аль-Харис ибн Джабала; Аламундар, Мундар; араб. ; греч. ᾿Αλαμούνδαρος; сир. ], 3-й царь из династии Гассанидов (569-581). В последние годы правления своего отца аль-Хариса (ум. в К-поле в 569) М. был удостоен звания «игумен [ἡγούμενος - букв. «предводитель»] области ромейских арабов». 20 мая 570 г. уже в качестве гассанидского царя он одержал 1-ю победу, отразив нападение на визант. пограничье Кабуса, брата Амра ибн аль-Мунзира, царя Лахмидов. Отождествление этой битвы с «днем Айн-Убаг», воспетым в доисламской араб. поэзии, представляется весьма вероятным. Нанеся еще неск. поражений лахмидскому войску, М. потребовал у визант. имп. Юстина II золото, чтобы заплатить своим воинам, но тот разгневался, решив, что арабам вполне достаточно захваченной добычи, и приказал патрикию Маркиану тайно убить М. О вероломном замысле императора М. случайно узнал, что вызвало в нач. 70-х гг. VI в. охлаждение отношений между имп. Юстином II и Гассанидами, отказавшимися нести пограничную службу. Лишь через 3 года состоялось их примирение в храме св. Сергия в Русафе, после чего летом 578 г. М. внезапно напал на лахмидскую столицу Хиру, ограбил ее и предал огню.
М. продолжил религ. политику своего отца, направленную на поддержку монофизитства и урегулирование отношений между различными партиями внутри этого течения, в частности между последователями еп. Иакова Барадея и Антиохийского патриарха Павла из Бет-Уккаме (см. Павел Чёрный). Сторонники последнего были и в гассанидском войске, из-за чего произошло разделение среди воинов по догматическим вопросам. Неудовольствие сменившего Юстина II имп. Тиверия I вызывала общая антихалкидонитская позиция М. и его подданных, однако император вынужден был торжественно принять его 8 февр. 580 г. в К-поле, возложить на его главу царский венец (тадж) и дать обещание прекратить гонения на монофизитов. С санкции Тиверия 2 марта М. организовал собрание глав монофизитских общин с целью примирить сторонников Павла из Бет-Уккаме и Александрийского патриарха Дамиана. Терпимость императора объяснялась его заинтересованностью в активной поддержке со стороны М. визант. войск, с лета 579 г. вовлеченных в боевые действия против Сасанидов на территории Месопотамии. Летом 580 г. отряды арабов во главе с гассанидским царем вторглись совместно с армией полководца Маврикия (с 582 император) через Аравийскую пустыню в обл. Бет-Арамайе. Там между М. и Маврикием произошел серьезный конфликт, в ходе к-рого последний обвинил арабов в том, что они предали византийцев, сообщив персам о его планах. Вопрос о том, действительно ли М. поступил вероломно по отношению к империи или был ложно обвинен в этом, до сих пор остается дискуссионным. Однако у имп. Тиверия не оставалось сомнений в виновности М., и тогда друг и патрон гассанидского царя, сириец Магн, занимавший высокий пост управителя имп. имениями и дворцами с титулом «комит священных щедрот» (comes sacrarum largitionum), вызвался заманить М. в ловушку и доставить в столицу. Получив согласие императора, он пригласил М. в сел. Хаврин (Эль-Хаварин) между Дамаском и Пальмирой на освящение церкви. М., прибывший туда с небольшой свитой, был схвачен и весной 581 г. привезен в К-поль, где ему позволено было жить как почетному пленнику. Та же участь постигла впосл. старшего сына М. ан-Нумана ибн аль-Мунзира, к-рый отомстил за отца, ограбив лагерь Магна, но затем пошел на переговоры с Маврикием, потребовавшим от него признать решения Халкидонского Собора (см. Вселенский IV Собор). Ан-Нуман отказался, сославшись на то, что все арабы - яковиты (см. ст. Сирийская яковитская Церковь); на обратном пути он был захвачен в плен и до конца жизни оставался под надзором. М. с женой и др. детьми был отправлен в ссылку на Сицилию, где и скончался. После пленения М. и ан-Нумана ибн аль-Мунзира царство Гассанидов распалось.